Уголовное право международный договор


Международное уголовное право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, то есть отношения с участием государств и международных организаций.

Соответственно, субъектами являются государства и международные организации. Основными источниками международного уголовного права принято считать международный договор и международный обычай. В литературе встречаются и иные концепции международного уголовного права. Наиболее распространенной является, пожалуй, концепция, согласно которой международное уголовное право включает в себя как международные нормы, так и соответствующие нормы внутреннего уголовного права.

Весьма распространено мнение, согласно которому субъектами международного уголовного права являются не только государства, но и индивиды. Лишь в исключительных случаях предусмотрена прямая ответственность индивида за нарушение норм международного уголовного права - при преступлениях против мира и безопасности человечества.

В таких случаях любое государство и Международный уголовный суд с помощью государств вправе привлечь индивида к уголовной ответственности непосредственно на основе международного права. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества проводит четкое различие между уголовно-правовой ответственностью индивида и международно-правовой ответственностью государства.

В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью следующим образом: Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются: Государства сотрудничали друг с другом в борьбе с преступностью, начиная с рабовладельческих времен.

В рабовладельческих государствах наиболее опасным преступлением считалось восстание рабов, поэтому государства обязывались оказывать друг другу помощь в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттусили III, заключенным в г.

Аналогичная практика была известна и государствам Древней Греции. Заключенный в г. Договоры того времени содержали и некоторые иные положения, которые ныне относятся к международному уголовному праву. Чаще всего это было обязательство взаимной выдачи преступников, в первую очередь политических.

Такое обязательство содержалось и в упомянутом договоре Рамсеса с Хаттусили. Римским правом пираты рассматривались как враги всего человеческого рода hostis humanis generis.

В дальнейшем такая норма стала частью общего международного права. Начиная с Венского конгресса г. Преступность работорговли была признана также общим международным правом.

Первостепенное значение для формирования международного уголовного права имели уставы созданных после Второй мировой войны международных военных трибуналов для суда над главными немецкими и японскими военными преступниками Нюрнбергский и Токийский трибуналы , а также вынесенные ими приговоры. В теории концепция международного уголовного права появилась в литературе на рубеже XIX и XX вв. Одним из первых концепцию международного уголовного права выдвинул профессор Санкт-Петербургского университета Ф.

Мартенс, который установил, что международное уголовное право "заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения".

Постепенно концепция международного уголовного права находит признание и в отечественной учебной литературе. В учебнике "Международное право" под редакцией Г. Игнатенко имеется глава "Международное уголовное право". Термин "международное уголовное право" получил широкое признание как в мировой литературе, так и в международной практике. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редких случаях допускает применение общих принципов права, в частности при установлении исключающих вину обстоятельств, под которыми понимаются такие принципы, которые "прочно вошли в практику и широко признаются в качестве приемлемых в отношении преступлений, сходных по степени тяжести по внутригосударственному или международному праву".

Основные составы международных преступлений определены Уставами Международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны Нюрнбергским и Токийским. Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и гг. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов международные преступления подразделялись на три группы:.

В соответствии со ст. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря г. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии. Международным преступлением признано наемничество, которое согласно ст.

При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками и не могут ссылаться на положения Женевских конвенций г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

В соответствии с Конвенцией о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников г. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Военные преступления представляют собой преступные нарушения законов или обычаев войны. Устав Нюрнбергского военного трибунала отнес к ним следующие преступления: Затем понятие военных преступлений было конкретизировано в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа г.: К преступлениям против человечности относятся: Нюрнбергский перечень преступлений против человечности был дополнен Уставами трибуналов для Югославии и Руанды такими преступлениями, как пытки, заключение в тюрьму, изнасилования, преследования по расовым или религиозным мотивам.

Среди международных преступлений также следует отметить и геноцид, который согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него г. II Конвенции понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:. По Конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в геноциде.

Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или Международным уголовным судом. Выделяют также и преступления международного характера конвенционные преступления , составы которых предусмотрены конвенциями, обязывающими участвующие в них государства ввести соответствующие нормы в свое национальное уголовное право, и, соответственно, в случае конвенционных преступлений приговор выносится на основе национального уголовного права.

В отличие от преступлений по общему международному праву, список конвенционных преступлений достаточно обширен, поэтому целесообразна их классификация:. Так, согласно Конвенции относительно рабства г. Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников ст.

Государства - участники Конвенции обязались: В соответствии с Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, г. Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.

Российская Федерация является участником нескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению "отмывания" преступных доходов: Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ г. Помимо международных договоров вопросы борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, регулируются также документами ООН Доклад Целевой группы ООН по финансовым мероприятиям г. Согласно Конвенции Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности г.

При этом под материальными ценностями понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.

Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов, к которым относятся совершенные умышленно:. Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.

Суды и другие компетентные органы государств - участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом. Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить.

В конфискации может быть отказано, если:. Государства - участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода, и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура. Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков г. При этом каждое из вышеперечисленных действий, совершенное в различных странах, должно рассматриваться как отдельное преступление.

Под денежными знаками Конвенция понимает бумажные деньги, включая банковские билеты, и металлические монеты, имеющие хождение в силу закона. В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сообщение сведений о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.

В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, г. Согласно Конвенции г. Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию в отношении указанного преступления, когда:.

Источники международного уголовного права

Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, из которых самыми важными являются Единая конвенция о наркотических средствах г.

К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, в которых указаны наркотические средства и препараты, используемые для их изготовления. Конвенция о психотропных веществах г. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, IV, содержащие перечень психотропных веществ и препаратов. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ г.

Конвенция имеет два приложения: В таблицах содержатся перечни веществ, могущих быть использованными для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Конвенция дает определения некоторых понятий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: В соответствии с Конвенцией Российская Федерация будет осуществлять свою юрисдикцию в случае совершения указанных в ст.

Конвенция о физической защите ядерного материала г. К Конвенции имеются приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует "ядерные материалы". Объем правовой помощи по Конвенции: При этом государство, в котором начато уголовное преследование, обязано уведомить о результатах разбирательства заинтересованные государства и МАГАТЭ.

Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников г. В соответствии с Конвенцией Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:. Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам. Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов г.

Для целей Конвенции воздушное судно находится в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой такой двери для выгрузки. Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной или полицейской службе. Конвенция применяется в случае, если место взлета или место фактической посадки судна, на борту которого совершено преступление, находится вне территории государства его регистрации; при этом не имеет значения, совершало ли судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях.

В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, г. Для целей Конвенции воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки.

Согласно Конвенции Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию, когда:. В соответствии с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, г. Для целей Конвенции с учетом положений Протокола г. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, г. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся на военной, таможенной и полицейской службах. Воздушное судно считается находящимся "в полете", в отличие от предыдущих Конвенций, с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке.

По общему правилу юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдикцию, когда:. Все государства обязаны содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства ст.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву г. Действия, предусмотренные в ст. Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и уполномоченными на это.

Конвенция применятся, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства, а также если преступник находится за территорией вышеуказанного государства.

Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, г. Государства оказывают правовую помощь в борьбе с данным преступлением, включая выдачу преступников.

Согласно Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами г. Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства, преступными признаются также покушение или соучастие в вышеуказанных действиях ст.

Иностранные приговоры за преступления, предусмотренные Конвенцией, принимаются во внимание для установления факта рецидивизма ст. Преступления, предусмотренные в Конвенции, рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу ст.

Представляется целесообразным рассмотреть в рамках данного вопроса институт выдачи преступников, также известный как экстрадиция. Международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи. В настоящее время институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в совершении преступления. Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными, в основном двусторонними, договорами.

Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская Парижская конвенция о выдаче преступников г.

В соответствии с этими документами стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Также в конвенциях регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намерены придерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.

По общему правилу выдача не производится, когда запрашиваемая сторона имеет серьезные основания считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования или наказания какого-либо лица по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений либо когда положение данного лица может быть усугублено одним из этих обстоятельств.

В соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания г. Также в Конвенциях, упоминавшихся выше, закреплены следующие правила: Нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое наказание.

Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев. В Конституции РФ регламентируется порядок выдачи лиц, находящихся на территории России. Не могут выдаваться иностранные граждане, которым предоставлено на основании Конституции политическое убежище на территории Российской Федерации.

В Конституции предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Условия и порядок выдачи иностранцев довольно подробно регулируются в двусторонних договорах России о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, где указанным вопросам, как правило, отведен специальный раздел. Такие договоры заключены с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом и рядом других государств.

Идет процесс заключения подобных договоров со странами - бывшими республиками СССР. При отсутствии соглашений о выдаче Россия рассматривает обращения о выдаче в зависимости от каждого конкретного случая с учетом полученной информации относительно лица, подлежащего выдаче, характера отношений с запрашивающим государством, а также других обстоятельств, включая степень тяжести преступления, за которое преследуется данное лицо.

Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров. Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматривают международные договоры РФ - межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ. В литературе межгосударственные договоры подразделяют на два основных вида: В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам г.

Межправительственные договоры представляют собой двусторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры например, Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября г. Взаимодействие осуществляется через генеральные прокуратуры сторон, если межгосударственным соглашением не установлен иной порядок.

Просьба об оказании правовой помощи подписывается генеральным прокурором или его заместителем. При исполнении ходатайства применяется законодательство запрашиваемого государства.

Однако при этом могут применяться и процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законам запрашиваемой стороны.

Согласно положениям договоров правовая помощь по уголовным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, к компетенции которых относятся расследование и рассмотрение уголовных дел. По вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодействуют через свои центральные органы. В случае поступления поручений с просьбой об оказании правовой помощи из правоохранительных органов зарубежных государств непосредственно в российские территориальные органы внутренних дел, прокуратуру и др.

С государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем. Правовая помощь оказывается на основании запроса поручения, ходатайства, просьбы об оказании правовой помощи, в котором указываются:.

Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на государственном языке запрашивающей стороны. К поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны. При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства.

По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны. Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение. По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.

В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса. После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории. Факт вручения удостоверяется подтверждением, подписываемым лицом, которому вручен документ, скрепленным официальной печатью соответствующего учреждения, с указанием даты вручения. В случае невозможности вручения документов по указанному в поручении адресу принимаются меры по его установлению.

При неустановлении адреса об этом уведомляется запрашивающее учреждение; ей возвращаются документы, подлежащие вручению. Установление адресов и других данных. Государства по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.

Учреждения юстиции оказывают помощь, в частности, в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемого государства лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей стороны предъявлены имущественные требования по уголовным делам.

Государства обязуются по поручению запрашивающей стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против граждан в том числе собственных , подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории договаривающегося государства.

Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать помимо прочего: К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающей стороны материалы дела, иные доказательства. Все документы представляются в подлиннике и удостоверяются гербовой печатью компетентного учреждения. При направлении возбужденного уголовного дела расследование по делу производится запрашиваемой стороной в соответствии со своим законодательством.

Запрашивающая сторона уведомляется о результатах преследования; ему также передается копия окончательного решения. Это правовое действие проводится в целях привлечения к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приговора в исполнение и заключается в мероприятиях процессуальных и оперативных по отысканию соответствующего лица, осуществляемых в соответствии с внутренним законодательством.

Следует обратить внимание на то, что цель розыска должна указываться обязательно. Например, если лицо разыскивается за совершение деяния, не являющегося в запрашиваемом государстве преступлением, розыск производиться не будет. Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи. Это действие состоит в применении в соответствии с внутренним законодательством меры пресечения - заключения под стражу.

Лицо не может быть взято под стражу по данному поручению, если оно не может быть выдано. Производство обысков, выемок, изъятий. Основанием для совершения данных следственных действий является решение компетентного органа запрашиваемого государства, вынесенного в соответствии с просьбой о правовой помощи и должным образом санкционированного. Основанием для производства соответствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, должным образом санкционированного.

Прежде чем направлять поручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть поставлены.

Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запрашивающего государства. По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу.

По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены. Вызов и допросы обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допроса или производства с их участием других следственных действий. При этом в запросе нужно указывать, по возможности, фамилию, адрес и номер телефона российского должностного лица в стране проживания иностранца , с которым следует связаться для уточнения деталей поездки.

Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей стороны, не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на ее территории к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

Однако указанные лица утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей стороны, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей стороны. Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю запрашивающей стороной возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и не полученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы.

В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запрашивающей стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов. Вызов свидетеля или эксперта, проживающего за рубежом, в учреждении юстиции не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки. Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор иностранным судом. Передача осужденных для отбывания наказания регулируется как общими договорами о правовой помощи, так и специальными соглашениями - Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, г.

РФ пока не участвует , двусторонними соглашениями например, с Латвией г. При наличии международного договора приговор иностранного суда в Российской Федерации рассматривается так, как если бы он был вынесен российским судом.

Международная организация уголовной полиции Интерпол была создана в г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации. Его членами являются более государств, и по численности он уступает только ООН.

В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации.

Просьба о приеме в члены Интерпола направляется от имени компетентного правительственного органа его Генеральному секретарю. Решение о принятии в члены выносит Генеральная Ассамблея Интерпола большинством в две трети голосов. Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей Президент на четыре года, остальные лица - на три года.

Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год. Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет и технического и административного персонала назначается Генеральным секретарем.

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган национальное центральное бюро - НЦБ , осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией. Объект регистрации - сведения о "международных" преступниках и преступлениях, носящих международный характер.

Основной вид розыска по каналам Интерпола - это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества автомобилей, произведений искусства и т. В системе Интерпола также осуществляются сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках.

При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и "международных преступниках". В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.

Российская Федерация является членом Интерпола с сентября г. В МВД России создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола. НЦБ Интерпола в Российской Федерации - это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений филиалов НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Система международного уголовного права, наряду с чертами международного права в целом, имеет определенные специфические черты. Так, наиболее важная особенность системы современного международного уголовного права состоит, пожалуй, в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному праву, а также к судоустройству.

Международное уголовное право определяет порядок действия своих норм, а также содержит иные принципы и нормы, относящиеся к общей части уголовного права. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и нормы международного уголовного процесса.

Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств в области уголовного правосудия. Источники международного уголовного права как отрасли международного права в принципе те же, что и источники международного права: В качестве примера можно указать на Женевские конвенции о защите жертв войны г.

В докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности по проекту уставов международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды говорилось: Международный трибунал должен применять нормы международного гуманитарного права, которые вне всякого сомнения являются частью обычного права, с тем, чтобы проблема участия некоторых, а не всех государств в определенных конвенциях не возникала".

Международный трибунал для бывшей Югославии по вопросу о соотношении применяемых им норм высказал следующую точку зрения: Международный трибунал вправе применять в дополнение к обычному международному праву любой договор, который: Важное значение в формировании норм международного уголовного права приобретают резолюции международных организаций.

Наиболее ярким примером является Всеобщая декларация прав человека, в которой содержатся положения, имеющие отношение в том числе и к международному уголовному праву. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в г. Однако в дальнейшем государства признали ее положения в качестве норм общего международного права. В настоящее время суды государств, включая Россию, рассматривают положения Декларации как общепризнанные нормы международного права.

Уникальным случаем прямого создания норм и институтов международного уголовного права международным органом является учреждение Советом Безопасности ООН международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды, несмотря на то, что в Уставе ООН не закреплено такое полномочие Совета Безопасности. Юридическое обоснование правомерности решений Совета Безопасности видится в другом, а именно в молчаливом признании их государствами.

Сафаров "Журнал российского права", , N Журавлев "Российский судья", , N 8. Комиссарова "Адвокатская практика", , N 3 "Миграционное право", , N 2 "Российский следователь", , N 6 "Мировой судья", , N 7 "Военно-юридический журнал", , N 7 "Юридический мир", , N 6 "Эксперт-криминалист", , N 3 "Юридическое образование и наука", , N 3 "Наркоконтроль", , N 3 "Уголовное судопроизводство", , N 3.

Амрахов "Международное публичное и частное право", , N 4. Шулепова "Международное публичное и частное право", , N 4. Груничева "Международное публичное и частное право", , N 4. Русинова "Международное публичное и частное право", , N 3. Абдрашитова "Право и политика", , N 2. Липатов "Международное публичное и частное право", , N 2.

Кузнецов "Международное публичное и частное право", , N 1. Каюмова "Международное публичное и частное право", , N 4. Меринов "Мировой судья", , N 6.

Цветков "Международное публичное и частное право", , N 2. Цветков "Российский судья", , N 4. Трикоз "Журнал российского права", , N 3. Андриянов "Конституционное и муниципальное право", , N 6. Табалдиева "Журнал российского права", N 12, Ледях "Российская юстиция", N 1, Все материалы в разделе "Государство и право".

Понятие и источники международного уголовного права. Международные преступления и преступления международного характера. Ответственность за преступления международного характера. Правовая помощь по уголовным делам. Понятие и источники международного уголовного права 2.

Международные преступления и преступления международного характера 3. Ответственность за преступления международного характера 4. Правовая помощь по уголовным делам Заключение Литература Введение Международное уголовное право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью.

Понятие и источники международного уголовного права В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Источниками международного уголовного права являются: Под общей редакцией Бриллиантова А. Всё международное право за 1 ч. Международное гуманитарное право 3. Историческое развитие уголовного права Германии. Конспект лекций по курсу международное право.

Международное право и международное правосудие. Виды и характеристика соучастников преступления в уголовном праве.

Преступления в сфере экономической деятельности. Международные отношения и международное право.

Смотри также